9 ФЕВРАЛЯ — СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ

9 ФЕВРАЛЯ — СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ.
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуется 7 февраля (25 января), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 7 февраля приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 7 февраля приходится на дни от четверга до субботы. Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.

 В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 годов.

ХХ век был веком невиданных гонений на Русскую Православную Церковь, которые привели к мученической гибели сотен тысяч православных священников, церковнослужителей и мирян. Гонения начались сразу после революции 1917 г. и уже в 1918 г. носили массовый и ожесточенный характер.

 Советская власть рассматривала Церковь как своего злейшего врага. Характеризуя период первого года после революции патриарх Тихон писал:

«Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью, часто без всякого следствия и суда, даже без упрощенного… суда.

 Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределенной “контрреволюции…”. Не проходит дня, чтобы в органах… печати не помещались самые чудовищные клеветы на Церковь Христову и ее служителей, злобные богохульства и кощунства».

Чрезвычайно жестокой была кампания 1921-22 гг., связанная с голодом в России и изъятием церковных ценностей. Чтобы охарактеризовать политику государства по отношению к Церкви в это время, приведем слова В.И. Ленина из его секретного письма членам Политбюро от 19 марта 1922 г.: «Для нас именно данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову… Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления… Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

 В конце 20-х–начале 30-х гг. одновременно с коллективизацией и раскулачиванием под лозунгом «Долой кулака и его пособника – попа!» проходило искоренение веры в деревне, где влияние Церкви было особенно сильно.

Пик борьбы с религией падает на 1937 г., когда по делам, связанным с исповеданием Православия, было арестовано 136900 человек, из них расстреляно 8530 человек.

 В период 50-60-х гг. происходили массовые разрушения церквей и притеснения священников и верующих. Н.С. Хрущевым была поставлена задача полностью уничтожить Церковь в нашей стране к 1980 г.

Таким образом, уничтожение Церкви и физическое уничтожение близких к ней людей всегда было одним из основных направлений деятельности советской власти. В сознании церковного народа невинно пострадавшие в годы гонений епископы, клирики и миряне совершили подвиги мученичества и исповедничества (исповедания веры). Работа по их канонизации (причислению к лику святых) началась в начале 90-х годов. Первый этап завершился 19 августа 2000 г., когда на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви к лику святых были причислены более 1000 новомучеников и исповедников российских, за Христа пострадавших от безбожной власти в период гонений.
(с) Азбука веры.