Литургия Преждеосвященных Даров

На литургии Преждеосвященных Даров нет проскомидии, нет приношения за живых и усопших, поминальные записки от нас не принимаются. Нет в этом богослужении исторического начала первой христианской Евхаристии, которую совершил на Тайной Вечери в Сионской Горнице Сам Христос, где Он был и «приносимый и приносящий».

Мы не слышим слов Спасителя: «Примите, ядите, сие есть тело Мое за вы ломимое», «Пийте от нея вси, Сия есть кровь Моя нового Завета, яже за вы и за многие изливаемая».

Священники и народ Божий не молятся о совершении пресуществления Бескровной жертвы, ибо она уже состоялась ранее за полной литургией Василия Великого или Иоанна Златоуста.

Обратите внимание, дорогие мои, и на то, когда служится Преждеосвященная литургия. Это сугубо памятные дни жизни Спасителя: в среду — предание Его на мученичество, и в пятницу, когда был окончен Его подвиг по спасению человечества и мир услышал последний предсмертный вопль победителя: «Свершилось!»

Именно дни Великого поста в Церкви в напоминание, какой ценой достигнуто наше спасение, не приносится Бескровное Жертвоприношение, но Христос освященными Святыми Тайнами пребывает уже в Церкви на престоле.

Поэтому, входя в храм на литургию Преждеосвященных Даров, мы должны благоговейно помнить, что Победоносная Жертва в Святых Дарах пред нами, и Христос, обагренный Своей Пречистой кровью, пролитой нас ради, призывает нас соединиться с Ним не только в таинстве причащения, но и нашими малыми покаянными страданиями о грехах своих последовать Ему, помня слова Писания: «…вам дано не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1, 29).

 Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)